Карта профессионального образования Нижегородской области

Вы находитесь в разделе "Практикоориентированное (дуальное) обучение"

Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области приглашает принять участие в конкурсе на включение в кадровый резерв

Делегация Нижегородской области во главе с Сергеем Злобиным поздравила нижегородского учителя, обладателя специального приза Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2018"

Информация об итогах заседания рабочей группы по развитию профориентационной работы в Нижегородской области

 

Всероссийская конференция руководителей образовательных организаций «СПО: развитие образовательных организаций в новых условиях»

Письмо министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.06.2018 №14-3/10В-4506

О проведении расширенного заседания федерального учебно-методического объединения

Всероссийская практическая конференция "Модернизация СПО: внедрение системы зачетных единиц как инструмента обеспечения качества программ профессионального образования"

Вебинары "Оценка качества образования в СПО: ВСОКО и НОК"

Проектно-аналитическая сессия "Модернизация подготовки кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с лучшими практиками и передовыми технологиями"

Информационная справка по итогам проведения областного конкурса профессиональных достижений выпускников СПО "Моя профессиональная карьера"

Информационная справка по итогам проведения областного конкурса профессиональных достижений выпускников СПО "Моя профессиональная карьера"

В целях активизации профессионального самоопределения, создания условий для самореализации обучающихся профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, общеобразовательных организаций, дошкольных образовательных организаций, министерством образования, науки и молодежной политики Нижегородской области и Центром профессионального развития Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Нижегородский индустриальный колледж" с февраля по июнь 2018 года проведен областной конкурс профессиональных достижений выпускников СПО "Моя профессиональная карьера" (далее – Конкурс).

Конкурс направлен на повышение эффективности профориентационной работы, создание условий для самореализации воспитанников дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО), обучающихся общеобразовательных организаций (далее – ОБОО) и студентов профессиональных образовательных организаций (далее – ПОО) и образовательных организаций высшего образования (далее – ООВО).

В Конкурсе приняли участие 837 обучающихся и 50 педагогических работников из 200 образовательных организаций Нижегородской области.

Конкурсные работы оценивала экспертная комиссия, в состав которой вошли представители кадровых служб предприятий (ОАО "ГАЗ", АО "ОКБМ Африкантов", АО "Нижегородский завод 70-летия Победы", АО "Выксунский металлургический завод"); кадровых агентств (ООО "Кадровые гарантии бизнеса", КА "Профи"); а также руководители и эксперты Торгово–промышленной палаты Нижегородской области, НООО "Социально-психологический Центр "Доверие", проектов Учёба.ру, Rabota.ru; представители профессорско-преподавательского состава ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования", ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского".

Конкурс проводился с учетом преемственности в организации профориентационной работы различными социальными институтами. Конкурсные задания, тематика конкурсных материалов разрабатывались с учетом возрастных особенностей, потребностей и интересов различных групп участников.

Оценка конкурных работ осуществлялась по следующим возрастным категориям участников: воспитанники ДОО (дети от 5 до 7 лет), обучающиеся ОБОО в разных возрастных группах, студенты ПОО и ООВО, педагогические работники ПОО, ООВО, ОБОО, ДОО и специалисты предприятий, курирующие сопровождение профессионального выбора и становления детей и молодежи.

Воспитанники и педагогические работники ДОО. В данной группе

участников конкурс проводился в 4 этапа.

1 этап – заочный (проводится в ДОО);

2 этап – областной (прием конкурсных материалов);

3 этап - оценка и экспертиза конкурсных работ;

4 этап - подведение итогов.

В Конкурсе приняли участие 349 воспитанников и педагогические работники из 88 ДОО Нижегородской области (приложение 1).

Для воспитанников ДОО Конкурс проходил по следующим номинациям: "Творческие работы - рисунки", "Творческие работы - поделки", "Поэтично о профессии".

В номинации "Творческие работы - рисунки" приняли участие 144 воспитанника. Участники Конкурса представили рисунки по теме "Профессии моей семьи и моей мечты". Воспитанники красочно изобразили мир профессий своих родителей, продемонстрировали фантазию и творческие способности. Экспертная комиссия отметила, что некоторые рисунки выполнены при активном участии взрослых.

В номинации "Творческие работы - поделки" участники Конкурса представили 94 фотографии поделок по теме "Профессия моих родителей". В лучших работах участники продемонстрировали широкий кругозор, интеллектуальную и творческую активность, отобразили многообразие взглядов на мир профессий.

В номинации "Поэтично о профессии" участники Конкурса представили 65 видеосюжетов по теме "Все профессии важны". Воспитанники ДОО передали свое понимание и отношение к профессиям, про которые рассказывали, и проявили креативность, эмоциональную открытость.

В работах участников Конкурса в качестве основных достижений члены экспертной комиссии отметили творческий подход к решению поставленных задач, а также яркость и красочность представления конкурсных материалов.

Педагогические работники представили на Конкурс проекты мероприятий по профессиональной ориентации воспитанников ДОО. Экспертная комиссия отметила, что педагогические работники дают своим воспитанникам начальные, но при этом максимально разнообразные представления о профессиях, формируют эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру, а также уделяют большое внимание ранней профориентации.

Обучающиеся и педагогические работники ОБОО. В данной группе

конкурс проходил в 5 этапов:

1 этап – заочный (проводится в ОБОО);

2 этап – областной (прием конкурсных материалов);

3 этап - оценка конкурсных работ;

4 этап - подведение итогов;

5 этап - награждение победителей в рамках областной выставки – ярмарки "Твой выбор – твои возможности".

В Конкурсе приняли участие 420 обучающихся и педагогические работники из 64 ОБОО Нижегородской области (приложение 2).

Для обучающихся ОБОО Конкурс проводился по следующим номинациям: "Исследовательские работы", "Проектные работы", "Творческие работы".

В номинации "Исследовательские работы" было представлено 29 работ по темам: "В мире профессий", "Профессии будущего", "Моей семьи рабочая династия". Участники познакомились с наиболее востребованными на современном рынке труда специальностями; анализировали информацию о профессиях, которые будут востребованы через 10-20 лет; изучали семейные династии и факторы, влияющие на собственный профессиональный выбор. Большинство авторов нацелены на продолжение традиций рабочей династии.

В номинации "Проектные работы" было представлено 7 работ по теме: "Моя профессиональная карьера". Участники Конкурса разработали проекты, включающие в себя поэтапный план своего профессионального развития и индивидуальный образовательный маршрут. По мнению экспертов, лучшими стали работы, авторы которых анализировали соответствие личностных качеств выбранной специальности, ставили профессиональную цель, и планировали будущее повышение квалификации.

Наиболее популярной среди участников Конкурса стала номинация "Творческие работы". Всего представлено 259 работ по теме "Профессии моей семьи и моей мечты" - это рисунки, сочинения, стихи, эссе и компьютерные презентации. В своих работах конкурсанты отмечают значение человека труда в обществе и подчеркивают важность высококвалифицированных специалистов для развития экономики региона.

Члены экспертной комиссии пришли к выводу, что проектные, творческие и исследовательские работы обучающихся имеют высокий уровень подготовки.

При этом эксперты в некоторых конкурсных работах обозначили ряд недостатков, среди которых: отсутствие аргументации в правильности выбора специальности; слабый анализ индивидуальных требований, предъявляемых к специалистам той или иной профессии; недоработанные выводы о выборе будущей профессии.

Педагогические работники представили на Конкурс проекты мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций. Конкурс проводился в заочном режиме.

В номинации "Проект мероприятия по профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций" приняли участие педагогические работники из МБУДО "Дворец детского (юношеского) творчества" г. Сарова, МБУ ДО "Кулебакский центр детского технического творчества", МБОУ средняя школа № 3 г. Лысково и МБОУ "Лицей №110" Советского района г. Казани.

Участники в своих мероприятиях использовали различные методы профориентации, которые помогают обучающимся изучить свои способности и возможности, правильно выбрать профессию и адаптироваться к ситуации на рынке труда.

3. Конкурс для студентов и педагогических работников ПОО и ОВОО проводился в 4 этапа:

- 1 этап – отборочный (проведение мероприятий в ПОО и ООВО);

- 2 этап – организационный (прием материалов на Конкурс);

- 3 этап – заочный отборочный (предварительный просмотр, оценка, экспертиза и отбор конкурсных работ);

- 4 этап – областной заключительный (студенческая конференция).

В заочном этапе приняли участие 120 студентов и педагогических работников из 48 ПОО и ОВОО (приложение 3).

На четвертом этапе - Студенческой конференции "Планируем профессиональную карьеру: образование, практика, развитие" (далее – Конференция) были представлены лучшие работы, набравшие максимальное количество баллов в ходе предварительного заочного этапа.

В работе Конференции приняли участие 185 студентов и педагогические работники ПОО Нижегородской области.

Для студентов ПОО и ООВО Конкурс проводился по следующим номинациям: "Исследовательская работа, "Проект построения профессиональной карьеры", "Портфолио студента".

Работы по теме "Предприятия, где нужен Я" посвящены исследованию современного рынка труда Нижегородской области. Студенты провели детальный анализ востребованности своих профессий на рынке труда региона, выяснили требования к соискателям на должность и компетенции, которые необходимы для успешного трудоустройства, анализировали основные проблемы, перспективы своего профессионального развития и возможности трудоустройства.

В рамках исследований по теме "Трудовая династия моей семьи" участники изучают и систематизируют уникальные документы семейных архивов. Достоинством работ является то, что при выборе специальности студенты опираются на духовное наследие и профессиональные достижения трудовой династии.

В работах по теме "Профессия настоящего и будущего" студенты проводят краткий экскурс в историю профессии, описывают современное состояние профессиональной сферы и перспективы ее развития. Также участники оценивают необходимые профессиональные качества и изучают перспективы трудоустройства, применяя различные методы анализа материала.

В номинации "Проект построения профессиональной карьеры" студенты представили работы по двум темам: "Я нацелен на успех" и "Моя профессиональная карьера".

Основой проектных работ по теме "Я нацелен на успех" стало планирование профессионального будущего в реализации собственного дела, бизнеса. При защите проектов участники представили перспективные планы развития своей карьеры, проанализировали все необходимые ресурсы с учетом своих способностей и возможностей, продемонстрировали факторы будущего успеха и определили основные способы его достижения.

В работах "Моя профессиональная карьера" студенты разработали план профессиональной карьеры, анализировали стартовые возможности, условия для достижения цели.

В номинации "Портфолио студента" участники представили профессиональное резюме, в котором поставили перед собой конкретные образовательные и профессиональные цели. Кроме того, студенты провели анализ ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей.

Для педагогических работников ПОО, ООВО и наставников - специалистов предприятий Конкурс проводился по номинациям: "Программа педагогического сопровождения профессионального становления студентов", "Проект мероприятия по карьерному проектированию", "Проект мероприятия по профессиональной ориентации".

Педагогические работники представили на Конкурс программы дополнительного образования, реализуемые в 2017-2018 учебном году, в которых использовали разнообразные формы организации занятий по карьерному проектированию, проходивших при участии работодателей.

В номинации "Мероприятия по карьерному проектированию" экспертная комиссия отметила четкую направленность мероприятий на формирование способности построения карьерного проекта, воплощения личностного карьерного плана в жизнь, на развитие ответственного отношения к выбору профессионального и жизненного путей.

В номинации "Мероприятия по профориентации" участники использовали оригинальный стиль подачи информации о профессиях, эффективно сочетая разнообразные формы, методы и средства рекламы. Представленные сценарии направлены на формирование у обучающихся потребности в трудовой деятельности, на понимание значимости выбираемой профессии, на умение оценивать свои способности и соотнести данные с требованиями к различным профессиям.

Членами экспертной комиссии Конкурса был отмечен высокий уровень подготовки студентов. Большинство участников четко определили цель выступления, представили точную информацию, использовали разнообразные источники в работах (архивы, научные труды, результаты социологических опросов и др). Все участники представили собственную позицию, аргументированно отстаивали ее, что демонстрирует увлеченность идеей, творческий подход к исследованию проблемы, а также свободное владение материалом по избранной теме.

Вместе с тем, при рассмотрении материалов, представленных на Конкурс студентами, экспертная комиссия отметила, что ряд работ не соответствует требованиям положения; цели и задачи проекта не отвечают ожидаемым результатам; чрезмерно используются материалы из интернет-ресурсов; некоторые работы не подкреплены иллюстративным материалом. В ряде проектов, представленных на Конкурс педагогическими работниками, применяются стандартные, устаревшие, не эффективные формы организации занятий по карьерному проектированию; в мероприятиях по профориентации, проводимых в ПОО, не принимают участие работодатели, и не во всех программах прослеживается процесс адаптации студентов к производственным условиям предприятий.

По мнению экспертов, Конкурс демонстрирует последовательность профориентационной работы в образовательных организациях по формированию устойчивого интереса обучающихся к миру профессий, воспитывает уважительное отношение к человеку труда, развивает творческий потенциал, стимулирует к планированию своей успешной профессиональной карьеры, способствует увеличению возможностей для личностного развития обучающихся, а также дает возможность представить педагогический опыт, обобщенный в авторских программах и педагогических проектах мероприятий специалистов, осуществляющих сопровождение профессионального становления и развития детей и молодежи.

Скачать вложения: