Как не попасть на уловки мошенников при покупке машины

Если владелец машины хочет продать машину дороже, чем в трейд-ин у официальных дилеров или на аукционе, то он пользуется сайтами бесплатных объявлений. Там можно реализовать свой автомобиль примерно на 10-15% дороже, однако велик риск встретиться с мошенниками. Есть ли способы распознать злоумышленников и вовремя отказаться от общения с преступниками?

Содержание

Серые дилеры: заманить и обмануть

Наш рынок новых автомобилей живёт в двух измерениях: одна его часть представлена официальными дилерскими центрами — их контролируют не только российские законы, но и представительства иностранных автопроизводителей, а вторая часть — дилеры «серые». Это такие автосалоны, которые внешне похожи на серьёзные организации, но со своими «особенностями».

Как правило, «серый автобизнес» устроен так: некое юридическое лицо, зарегистрированное в провинции, получает дилерство по какому-нибудь малоизвестному (чаще всего китайскому) бренду. Если для официальных дилеров известных марок требуется наличие ремонтной базы и сертифицированных мастеров, шоурум с большой площадью, склад фирменных запчастей, наличие площадок по приёму авто и т.д., а это всё немалые затраты, то для продавцов неизвестной марки такие требования не выставляются. Производителей неизвестных марок интересует только факт, что кто-то начал заказывать их продукцию.

И вот «серый» дилер, имея некую лицензию-прикрытие, открывает площадку в крупном городе, где начинает рекламировать продажи не тех машин, на которые у него есть лицензия, а, напротив, аппараты самых ходовых марок в низком ценовом сегменте. Цель — завлечь покупателей для последующей обработки. Поэтому нередко в рекламных объявлениях «серых» дилеров указываются цены даже ниже, чем рекомендует представительство официального производителя. Понятно, что никто вам машину по этой цене продавать не собирается; задача «серого» продавца — заманить клиента и раскрутить на внесение предоплаты.

Опять ваучеры! Вправе ли авиакомпании менять наши деньги на бумажки

Физическое отсутствие машины на площадке такого дилера всегда объясняется одинаково: это автомобиль по акции, и поэтому его привозят специально под клиента. Заключите договор, оплатите — и вот тогда всё будет.

Поэтому совет: перед тем как обратиться к любому автодилеру, обязательно зайдите на сайт производителя той марки, которая вам приглянулась. Там указаны все официальные автодилеры, а также рекомендованные цены продажи для каждой страны.

Перекупы и салоны

Ещё один распространённый источник, которым часто пользуются при покупке автомобиля с рук. Автосалоны часто предлагают принять автомобиль на комиссию или по услуге обмена старого на новый (Trade-In). Многие из них обладают целыми площадками с подержанным транспортом. Покупать авто через них довольно легально и безопасно.

Во-первых, они проверяют его историю и также сами оказывают юридическое сопровождение. Во-вторых, они делают хотя бы общий технический осмотр состояния ТС. Недостатком является более высокая цена такого предложения, ведь собственник салона тоже хочет получить свою долю прибыли.

Продавец авто

Очень много сегодня рынке автомобилей разнообразных перекупщиков. Они зарабатывают на жизнь тем, что выкупают перспективные машины, поскольку могут предложить всю сумму здесь и сейчас. На таких мошенников при покупке автомобиля тоже легко наткнуться, но главная опасность в том, что они всячески сбивают сумму, повышая свою прибыльность. Отличить объявления перекупов от реальных владельцев можно по следующим признакам:

  • в объявлении есть фото машины, но не бывает фото сервисных книжек или показаний пройденных километров;
  • продавая машину, перекупщики не тратят много времени на то, чтобы расписать его историю, отделываясь общими критериями;
  • цена зачастую занижена по сравнению с аналогичными предложениями конкурентов;
  • если выделить номер телефона продавца, то можно увидеть предложения о продаже других транспортных средств;
  • само объявление часто обновляется, примерно раз в несколько дней.

Все подобные критерии с большой долей вероятности свидетельствуют о том, что автором объявления является его временный владелец, который приобрёл машину только с целью последующей перепродажи как можно скорее.

Аферисты

Самый опасный и нежелательный сценарий — попасться на аферу при покупке автомобиля для себя. Несмотря на то, что «разводняков» в этой сфере придумано множество, их объединяет отсутствие прямого контакта злоумышленника и жертвы. Если же контакт всё-таки состоялся, то у жертвы не остаётся никаких контактных данных. В первую очередь стоит опасаться очень перспективных объявлений, в которых просят быстренько прислать предоплату, чтобы забронировать за собой автомобиль. Если просят перечислить на банковскую карточку часть суммы, не стоит связываться с такими продавцами.

Продавать авто

Если жертва всё-таки высылает задаток, то дальше всё происходит по упрощённой схеме. Связь с продавцом резко обрывается, и найти его без помощи правоохранительных органов не удастся. Поэтому не стоит покупаться на привлекательные объявления, где продажа происходит из-за отъезда за рубеж, кредита или долгов родственников. Если нынешний хозяин избегает личной встречи и осмотра машины до получения задатка, переходите к следующему объявлению.

Проверка документации на автомобиль и истории его эксплуатации.

Если предварительные переговоры с продавцом прошли успешно, следующий этап – непосредственный осмотр автомобиля. Очная встреча с продавцом должна начаться с проверки документов автомобиль: ПТС (паспорта транспортного средства) и сервисной книжки. В интернете есть много информации о том, как проверить подлинность ПТС, но, в первую очередь, сомнения должны вызвать следующие моменты:

  • Транспортному средству несколько лет, а ПТС выглядит как новый;
  • Вместо оригинала ПТС предлагается его дубликат;
  • У автомобиля было большое количество владельцев, причем из разных регионов.

Проверка идентификационного номера автомобиля

В любом случае необходимо сверить идентификационный номер автомобиля (VIN-номер), указанный в ПТС, с номером на автомобиле. В зависимости от марки и модели авто VIN-номерможет находиться в разных местах (под капотом, в проеме водительской двери, в нише под запасным колесом и т. д.). У каждого транспортного средства свой индивидуальный VIN, в настоящее время вся мировая автопромышленность следует этому стандарту. Если обнаруживаются два авто с одинаковым VIN, значит, на одном из них номер был перебит (частично или полностью исправлены некоторые символы номера). Автомобили из США и Канады можно проверить по VIN-номеру через систему CARFAX. Это самая известная в мире и самая подробная система автомобильной статистики. По последним данным, ее база содержит свыше 4 000 000 000 записей. Отчеты Carfax, помимо данных о комплектации автомобиля, годе выпуска и числе зарегистрированных владельцев, содержат информацию о пробеге, техобслуживании, повреждениях в результате аварий, сфере эксплуатации автомобиля (личный, прокатный, коммерческий транспорт) и т. д. Запрос в CARFAX можно сделать через соответствующие фирмы, эта услуга является платной. Если об автомобиле, привезенном из США, нет никакой информации в системе CARFAX, значит, VIN-номер не является подлинным, поскольку в CARFAX попадают все авто, эксплуатирующиеся на территории США и Канады, независимо от того, участвовали они в ДТП или нет. Также следует проверить серию и номер паспорта транспортного средства, гос. номера авто, номера VIN, двигателя, кузова и шасси на наличие в розыскной базе данных. Сделать это можно на любом посте ГИБДД, это входит в их обязанности. В случае совпадения хотя бы одного из проверяемых документов будет нельзя как снять машину с учета, так и поставить её на учет. Если отсутствуют сведения о розыске машины по номерам, нужно проверить, не были ли они перебиты. Для проверки подлинности номеров можно обратиться в экспертно-криминалистический отдел при ГУВД (услуга является платной). Специалист может определить это по косвенным признакам (различие оттенков краски, отсутствие заводской мастики, присутствие шпатлевки, где это не предусмотрено и т. п.). Посмотрите также записи в сервисной книжке. Если автомобиль был ввезен в Россию официально и продан через дилерскую сеть, то для сохранения заводской гарантии его владелец должен был периодически проходить у дилера технические обслуживания. Если с даты последнего обслуживания у дилера прошло больше года, нужно поинтересоваться, где обслуживался автомобиль в этот период и попросить документы, подтверждающие прохождение ТО.

Проверка состояния кузова и лакокрасочного покрытия

Недобросовестные автодельцы постоянно совершенствуют свои манипуляции с сокрытием низкокачественного кузовного ремонта, корректировкой пробега и т. д. Однако при внимательном подходе к процессу выбора и проверки подержанного автомобилярассмотреть некоторые уловки сможет даже не самый опытный покупатель. Определение состояния автотранспортного средства всегда начинается с детального осмотра кузова и его лакокрасочного покрытия (ЛКП). Кузов — самая дорогая часть автомобиля, составляющая до 2/3 от его общей стоимости. Кузов в первую очередь выгорает на солнце, затирается на мойке, получает повреждения в ДТП. Можно завуалировать проблемы с двигателем, повреждения подвески, освежить потрепанный салон, но спрятать дефекты кузова очень сложно. Рекомендуется попросить продавца перед осмотром помыть автомобиль. Осмотр нужно проводить в светлое время суток, соглашаться на другие условия не стоит. Конечно, обычный покупатель не всегда сможет определить, соблюдены ли все зазоры панелей, топорщатся ли двери и т. д., однако осуществить внешний осмотр авто следующим способом может любой человек: Посмотрите на автомобиль с разных сторон и под разными углами с расстояния в 2-3 метра. Ни один из элементов кузова не должен отличаться от других по цвету (двери от крыльев и т. д.). В лакокрасочном покрытии отражаются находящиеся рядом предметы. Присядьте у заднего крыла и посмотрите вдоль борта автомобиля. Отражение предметов должно быть ровным по всему борту. Если где-то станут заметны неровности или изгибы в отражении, то, скорее всего, на этом месте можно будет обнаружить плавную вмятину. Такую процедуру нужно повторить, осмотрев авто в обратном направлении, от переднего крыла, и посмотрев отражения на капоте.

Внимательно осмотрите нишу, в которую помещено запасное колесо. Наличие в ней коррозии будет свидетельствовать об ударе в заднюю часть автомобиля и отсутствии качественного ремонта. Если заказать диагностику автомобиля специалистам, то они с помощью соответствующих приборов могут определить, какие элементы кузова заменялись, ремонтировались или красились.Эти приборы измеряют толщину ЛКП в мкм (1 мкм (микрон) = 1/1000 мм). В соответствии с данными заводов-изготовителей максимальная толщина краски на кузове составляет 80-120 мкм в зависимости от марки авто. Прибор позволяет выявить места кузовного ремонта (подкраску деталей). Если толщина нанесенного ЛКП больше номинала в 2 раза – она скрывает мелкие царапины и сколы. Если показания прибора 300-400 мкм, то кузов подвергся не только покраске, а ремонту с применением шпатлевки. Если прибор показывает 400-500 мкм и выше – это низкокачественный кузовной ремонт с целью скорейшей продажи. Таким образом можно установить всю картину повреждений кузова до ремонта. Согласно статистике, 7-8 продаваемых подержанных автомобилей подвергались в той или иной степени кузовному ремонту. В принципе, небольшие повреждения навесных деталей кузова (крыла или двери) не являются чем-то из ряда вон выходящим – главное, чтобы ремонт был произведен качественно в специализированном автосервисе.

Осмотр двигателя

Если состояние кузова оказалось удовлетворительным, следующий шаг — визуальный осмотр двигателя. На исправном двигателе не должно быть никаких подтеков рабочих жидкостей. Следует осмотреть все емкости под рабочие жидкости: тормозную жидкость, жидкость системы охлаждения двигателя, жидкость гидроусилителя руля. На всех емкостях в современных автомобилях есть отметки min и max. Уровень жидкостей должен быть между этими отметками, так же как и уровень масла. В масле на щупе двигателя не должно быть пены и металлических вкраплений.

Определение истинного пробега автомобиля

Определение реального пробега — одна из самых сложных задач при проведении диагностики подержанного автомобиля. Стопроцентно подтвердить правдивость показаний одометра практически невозможно. Исключением являются только машины, находящиеся на гарантии, со всеми отметками в сервисной книжке о ТО у официального дилера, а также автомобили, в которых скрутка пробега была осуществлена грубо и неграмотно, со следами вмешательства в электронные блоки.

Пробег скорректировать довольно легко, к тому же подобные манипуляции никак не регулируются и не караются законом. Основным ущербом при этом можно считать не завышенную цену, а невозможность определения остаточного ресурса и, в связи с этим, грамотного ТО. Например, замена ремня ГРМ двигателя предусматривается через каждые 100 тысяч километров. Если эта цифра была уменьшена в два раза при продаже авто, то новый владелец нескоро задумается о замене ремня, при условии, что ремень не оборвется раньше, попутно повредив двигатель. Подобная ситуация применима к любой части автомобиля, которая требует регламентной замены или обслуживания. По этой причине свежеиспеченные владельцы не понимают, почему вроде бы приличная машина не вылезает из сервиса. Именно поэтому при осмотре авто цифры в окне одометра должны быть всего лишь ориентиром. Первоначальную оценку пробега можно сделать, исходя из состояния кузова, двигателя, тормозного механизма, шин, салона. Если заявленный пробег соответствует общей степени износа, можно провести проверку с помощью средств компьютерной диагностики.

Компьютерная диагностика автомобиля

Компьютерная диагностика автомобиля – это развернутый тест всех его электронных систем и различных блоков, которые регулируют работу бортовых систем, отвечающих за управление двигателем, АКПП, щитком приборов, ABS, SRS, системой парковки, круиз-контролем, климат-контролем, иммобилайзером, подвеской, навигацией, системой кондиционирования и т.д. На сегодняшний день существует множество различных диагностических приборов для обнаружения скрытых дефектов и неисправностей. Например, могут отсутствовать подушки безопасности, сработавшие при ДТП и не замененные во время ремонта. При этом есть достаточно простые способы имитировать исправную работу загорающейся и гаснущей индикаторной лампы на панели приборов. Но при тестировании сканер не обнаружит соответствующего блока. Тщательная диагностика различных узлов автомобиля позволит избежать в будущем лишних расходов и скорректировать при торге цену автомобиля в соответствии с необходимыми вложениями.

Тест-драйв

Обязательным заключительным этапом проверки автомобиля должна стать пробная поездка. Если продавец не позволит сесть за руль, можно попросить, чтобы он сам вел машину. Попросите продавца попереключать передачи КПП при выжатом сцеплении. Они должны включаться без рывков и заеданий. Если ненадолго отпустить руль при движении по ровному участку дороги, автомобиль не должен отклоняться от прямолинейного движения. При торможении не должно быть вибрации на рулевом колесе. При движении по неровной местности нужно послушать, как работает подвеска, нет ли шумов, стуков, скрипов. Очень Важно, чтобы продавец предоставил полный набор ключей от автомобиля и чтобы двери открывались в том числе и этими ключами, а не только с брелока автосигнализации.

Основные принципы выбора подержанного автомобиля

Универсальных правил выбора подержанного авто не существует, поскольку каждый покупатель руководствуется своими, конкретными целями. Однако можно выделить некоторые общие принципы:

  • Подержанный автомобиль следует оценивать по состоянию, в меньшей степени ориентируясь на год выпуска. Год выпуска может быть поводом для торга, но не решающим аргументом при выборе.
  • Цена подержанного авто рассчитывается по такой формуле: 1 год эксплуатации – минус 20% стоимости, второй и третий год – по 10% за каждый. Следовательно, цена 3-хлетней машины не должна превышать 60-65% от первоначальной. Поэтому следует тщательно ознакомиться с ценами на новую аналогичную модель, а если модель уже снята с производства, то выяснить, сколько она стоила на пике продаж. Дополнительно на цену авто может влиять высокая популярность данной модели, но все должно быть в пределах разумного.
  • Автомобили премиум-класса требуют значительных затрат на ремонт и обслуживание. Поэтому перед покупкой такой машины рекомендуется хорошо изучить стоимость ТО и ремонтных работ, а также прайс-листы на запчасти. Даже если такой автомобиль оказался вполне доступным для покупки, его эксплуатация может серьезно ударить по карману.
  • Стоимость автомобиля класса «D» в среднем состоянии сопоставима со стоимостью автомобиля класса «С» в отличном состоянии – это повод для размышлений.
  • Лучше избегать покупки авто, находящихся на рубеже ценового диапазона. Например, некий автомобиль со средней комплектацией 2009 года выпуска может стоить примерно столько же, сколько автомобиль этой же марки в более богатой комплектации и с меньшим пробегом, но 2008 года выпуска.
  • Нельзя тратить на б/у автомобиль все предназначенные для покупки деньги, нужно немного оставить про запас.

Основные недостатки, при наличии которых не рекомендуется покупать данное авто:

  • Автомобиль продается по генеральной доверенности в отсутствие прямого собственника. Осмотр авто может проводиться в присутствии представителя собственника, но подпись в договоре купли-продажи должна быть поставлена самим владельцем.
  • Паспорт транспортного средства не является оригинальным, выданным производителем или ГТС, а выдан ГИБДД взамен поврежденного, утерянного и т. д.
  • Автомобиль подвергался низкокачественному восстановительному кузовному ремонту (толщина слоя используемого материала превышает максимально допустимые нормы), а также имеет повреждения силовой конструкции кузова.
  • В автомобиле присутствуют значительные неисправности двигателя, ходовой части, АКПП/МКПП, что потребует в дальнейшем капитального ремонта.
  • Отсутствует сервисная книжка, наличие которой обязательно для авто в возрасте до 3-х лет, либо сервисные документы, подтверждающие регулярное прохождение ТО как минимум в течение последнего года эксплуатации.
  • Отсутствуют документы о приобретении автомобиля в автосалоне (при покупке авто у первого собственника, либо при покупке ТС, с даты первичной продажи которого прошло менее 3-х лет, независимо от количества собственников).
  • Обнаружены признаки коррекции счетчика одометра.
  • Обнаружены признаки перебивания номеров, исправлений в ПТС, подделки ПТС.
  • В результате ДТП на автомобиле сработали подушки безопасности.

Мошенники

Ещё одна категория обмана, а методы, которые здесь используются, оттачивались годами и десятилетиями. Разводов при покупке автомобиля существует много. В отличие от аферистов, здесь трудятся настоящие таланты, которые не боятся входить в контакт с покупателем. Они не останавливаются ни перед чем: могут подделать документы или перебить номера. Посмотрим, какие признаки могут указывать на то, что мы имеем дело с потенциальным мошенником:

  • вместо полного переоформления продавец предлагает покупателю оформить доверенность, которую позже легко отзывает;
  • автомобиль может быть заложен в банке или автоломбарде, а продавец не способен (отказывается) предоставить опровержения этому;
  • приобретается автомобиль-двойник, либо находящийся в угоне, либо ввезённый нелегально.

Чтобы не попасться на удочку мошенников, не стоит пренебрегать полноценной проверкой машины по базам, требовать от продавца справки и другие подтверждающие документы, а также оформлять транспорт на своё имя. Только так можно рассчитывать на юридическую чистоту сделки.

Пустышки

Есть ещё интересные махинации, связанные с покупкой автомобиля. Это так называемые «фирмы-пустышки», которые якобы продают машины. Они могут иметь даже собственный офис (чаще кабинет, ведь ни о какой площадке с транспортом речи быть не может). Когда покупатель приходит, ему предлагают различные варианты машин, показывают фото и предлагают подписать договор. Поскольку все выглядит убедительно, он вносит требуемую предоплату.

Обман при покупке авто

Самое интересное начинается, когда обманутая жертва возвращается снова. Оказывается, что упомянутая фирма уже съехала, а контактные номера телефонов не отвечают или заблокированы. Некоторые в таких случаях обращаются к юристам. Однако договор составлен так, что речи о внесённых деньгах нет либо обязательства предприятия отсутствуют. Просто фирма оказывает консультационные услуги, которые и оплатил клиент.

Хитрости официалов

Фото © Shutterstock

Конечно, заниматься чем-то на грани мошенничества официальные дилеры не будут, но у них есть свои «маркетинговые ходы».

На самом деле это уловка.

Особый случай. Чьи вклады теперь застрахованы на 10 млн рублей

Согласно части 2 п. 2 ст. 16 закона № 2300-1 «О защите прав потребителей», навязывать приобретение дополнительного оборудования при покупке запрещено. Поэтому факт установки сигнализации не у официального дилера не может быть основанием для прекращения гарантии производителя. Надо понимать, что основной доход официальных дилеров — это не продажа «голого» авто в минимальной комплектации, а как раз реализация всевозможного дополнительного оборудования и ведение сервисного обслуживания. Отсюда и настойчивое предложение «допов», платное «продление гарантии» и «рекомендация» более частого, чем предусмотрено у производителя, ТО.

Поэтому, если дилер заявляет, что если вы установите оборудование «на стороне» или не пройдёте ТО, которое не указано в сервисной книжке, то потеряете гарантию производителя, попросите в дилерском центре официальный (в письменном виде за подписью и печатью) перечень случаев, когда гарантия приостанавливается. На вопрос, зачем, так прямо и говорите, что хотите отправить этот документ производителю и получить подтверждение. В большинстве случаев дилер тут же отказывается от своих требований.

И ещё: среди «официалов» стоит различать независимых дилеров и тех, которые являются продавцами только одного производителя.

У первых нет своих складов, которые могут заполняться заказанными машинами, и они работают строго по предоплате: заказали — вам привезли. У вторых ситуация иная: они изначально имеют обязательство перед заводами-производителями продать некоторое количество машин и поэтому ввозят автомобили как под заказ, так и без заказа. Кстати, часть ввезённых машин продаётся мелким оптом «серым» дилерам, отсюда у них и настоящие машины.

На что влияет то, является ли официальный дилер «независимым» или «продавцом конкретного производителя»? На цену. Дилер от производителя может делать ценовую скидку, если для него конкретно эта машина — неликвид. Тут надо понимать, что такая скидка может быть только на одну, максимум две машины.

Ловушки с покупкой авто с пробегом

Фото © ТАСС / Дмитрий Рогулин

Фото © ТАСС / Дмитрий Рогулин

Для всех автосалонов комиссионная или выкупная продажа автомашин с пробегом — это весьма прибыльный бизнес. Но если для крупных дилерских центров продажа б/у — это «опция», то некоторые более мелкие продавцы изначально получают простое дилерство малоизвестных брендов, даже не планируя заниматься ни этими марками, ни вообще новыми машинами, их цель — открытие официального автосалона, чтобы продавать в нём именно подержанные авто.

У таких продавцов схема получения денег от клиента немного отличается от тех схем, которые применяют при торговле новыми машинами. В большинстве случаев при продаже подержанного авто деньги у клиента выуживают частями.

Для начала такой автодилер даёт нереальную рекламу, например, объявляется «распродажа со скидками до полумиллиона рублей» или «ликвидация склада, срочная продажа машин выпуска 2018–2019». Мимо таких объявлений люди, которые хотят сэкономить, пройти не могут.

При звонке в автосалон якобы всё подтверждается: машины такие есть, правда, они с небольшим пробегом и их осталось две штуки, потому нужно бежать с деньгами прямо сейчас. В автосалоне покажут и выбранную машину, и документы на неё. Вопрос в том, что продавать вам её по заявленной цене никто не собирается.

Схема такова: в первую очередь клиенту несколько раз предоставляют договор, напечатанный мелким шрифтом, в котором каждый раз рассчитывается что-то новое. Когда клиент устанет сверять все редакции этого договора и подпишет его, выяснится, что по этому договору с него возьмут задаток 50–100 тысяч рублей (не аванс, а именно задаток, так как по закону это фактически невозвратная сумма), или клиент обязуется оплатить какие-либо услуги, которые ранее не оговаривались (например по предпродажной подготовке), и эти услуги составят плюс % к заявленной в договоре цене, или в стоимость авто не включён НДС.

Это некая страховка дилера за потраченное время, если клиент заподозрит неладное и попытается сорваться. А после начинается основной, настоящий развод. В назначенную дату сделки вдруг выяснится, что выбранную машину уже кто-то выкупил «срочно и без скидки», или вам сообщат, что в документах на машину обнаружилась ошибка и теперь их придётся исправлять, или в конце концов скажут, что машина оказалась с дефектом и её без ремонта эксплуатировать нельзя.

Конечно же, дилер тут же найдёт вам такую же машину, но, увы, уже не акционную, без скидки, за её реальную стоимость, а то и дороже. Разницу вам предложат либо доплатить наличными, либо быстренько переоформить кредит на большую сумму в «дружественном» банке.

Если такое развитие событий клиента не устроит, то ему тут же предложат специально приготовленные для таких случаев варианты: например, машину чуть подешевле, но с большим пробегом, другой марки, более раннего года выпуска и т.д.

Результат такой сделки — машина будет куплена намного дороже своей реальной стоимости.

Фото © Shutterstock

Поэтому совет: если в день сделки вам не передали машину по оговорённой цене, немедленно вызывайте полицию и не покидайте салон, пока наряд не приедет.

Пока ждёте — пишите претензию в свободной форме в двух экземплярах. В ней укажите, когда оплатили авто и какой указан срок передачи товара вам на руки, ссылайтесь на ст. 23.1 закона «О защите прав потребителей». В конце поставьте подпись и дату, получите у дилера отметку о принятии вашего заявления. После этого вместе с прибывшим нарядом отправляйтесь в отдел полиции, где пишите другое заявление с просьбой провести проверку по поводу совершённых в отношении вас мошеннических действий.

Часто уже этих шагов бывает достаточно, чтобы автосалон предпринял действия либо по выдаче вашего авто, либо по возврату уплаченной вами суммы. Если же оплаченный автомобиль не отдают, придётся обращаться за судебной защитой.

  • Экономим в правильных местах. Какие продукты на этой неделе можно выгодно купить в “Пятерочке”, “Магните” и “Дикси”

    8 октября, 21:40

  • Гормон шопинга. Почему мы покупаем то, что нам на самом деле не нужно

    19 сентября, 06:30

  • Суперпредложения. Какие продукты на этой неделе можно выгодно купить в «Пятёрочке», «Магните» и «Дикси»

    10 сентября, 16:30

Баязитова Александра

Баязитова Александра

Документы перекупов

Существуют определённые разводы продавцов, которые могут быть и незапланированными. Однако риски возникают в следующих ситуациях:

  • покупка машины по генеральной доверенности. Так, конечно, получается сэкономить на платежах и сборах, но если доверенность будет отозвана, то у покупателя возникнут серьёзные трудности;
  • не лучший сценарий, когда договор купли-продажи будет подписан перекупщиком от лица настоящего хозяина;
  • некоторые перекупы оформляют договор с оплатой в их пользу комиссионного вознаграждения. За это в нём оговаривается, какие услуги они оказывают покупателю;
  • другие перекупщики могут полностью выкупать авто и оформлять его на себя, продавая уже от своего имени. Эти случаи встречаются редко, ведь машина приобретается на короткий срок.

Два договора купли-продажи

Злоумышленники действуют по нескольким отработанным схемам. Одна из них выглядит следующим образом. После осмотра автомобиля покупатель для вида соглашается его приобрести, мгновенно вносит задаток на карту и требует оформления договора купли-продажи. Далее передается вся сумма, машина забирается, и обрадованный продавец готовится тратить деньги по своему усмотрению. Однако через пару дней покупатель машины возвращается и просит переоформить сделку на своего родственника. Он объясняет это решение какими-то странными причинами, уговаривает, угрожает и даже обещает доплатить за беспокойство дополнительную сумму. Обескураженный продавец обычно соглашается на эту просьбу и старается побыстрее оформить новый договор, ведь деньги-то уже получены.

Как не попасть на уловки мошенников при покупке машины

Блондинка и киднеппинг. Какие мошеннические схемы «разыгрывают» на дороге? Подробнее

В новом договоре в качестве покупателя указывается новый незнакомый человек, который якобы покупает автомобиль даже за большую сумму, чем в первом случае. Пишется расписка, продавца благодарят, жмут руки, а через несколько дней к нему приезжают крепкие ребята и начинают прессовать.

Оказывается, что оба покупателя — это члены одной бандитской группировки, которые поймали не подозревающего автомобилиста в свои сети.

Его обвиняют в мошенничестве и грозят обратиться в полицию с обвинением. Якобы автовладелец продал свою машину сразу двум покупателям и получил с них деньги. Две расписки прилагаются как документальное подтверждение преступления. У мошенников на руках два договора купли-продажи, а автомобиля они якобы в глаза не видели. Уголовное дело готово. Как вариант — такое объяснение может происходить прямо в кабинете у следователя, который предлагает продавцу договориться по-хорошему с покупателями. А они требуют вернуть деньги за машину.

В результате преступной схемы покупатель остается без машины и без денег и даже благодарит судьбу, что не попал в тюрьму.

Внимание: автомошенники! Новые способы разводки автовладельцев на деньги

Чтобы защититься от мошенников при передаче транспортного средства, необходимо оформить акт приемки-передачи, где должны быть изложены все повреждения автомобиля и стоять росписи сторон. Этот документ позволит доказать, что автомобиль продан и передан покупателю. Нельзя также заключать никаких повторных договоров. Если покупатель просит об этом, то пусть оформляет его уже сам и от своего имени.

Схема Скрученный пробег

Сотни продавцов б/у автомобилей считают нормальным скручивать пробег. Часто к этой процедуре прибегают, когда километраж переваливает за 200-400 тысяч, когда предстоит дорогостоящее ТО. Скручивают и при меньшем пробеге, если у машины повредилась панель приборов после аварии. Также часто мошенническую схему используют при ввозе автомобиля из страны, где налоги рассчитывают с учетом пробега, «набежавшего» за определенное время.

Также читайте: Какой пробег считается нормальным для б/у авто

Александр Морозов, автоэксперт, радиоведущий:

«Обычно пробег скручивают у знакомых в автосервисе. Некоторые умельцы делают это самостоятельно. Часто просто снимают одометр, разбирают и устанавливают нужные цифры вручную или, например, с помощью шуруповерта. Если одометр электронный, подключают ноутбук со специальной программой и выставляют необходимые показатели».

Узнать еще больше о том, как проверить пробег авто, можно из нашей статьи.

Схема Проблемы с ПТС

проблемы с птс

Паспорт ТС – важный документ, который расскажет информацию о собственниках автомобиля. Оригинальный вариант не исчезнет просто так: либо не осталось места для новой записи (владельцев больше шести), либо продавец хочет вас обмануть.

Также читайте: Как узнать год выпуска авто

Часто автомобиль остается без ПТС, когда его частично или полностью не оформили на таможне. Также ПТС забирает банк, когда владелец авто закладывает машину в кредит или оставляет в залоге. Если продавец – угонщик или знает о том, что машину угнали, у него также не будет оригинального паспорта ТС – только дубликат или подделка.

Впрочем, даже при покупке авто с оригинальным ПТС существуют определенные риски. Например, нередко на автомобили с оригинальным ПТС устанавливают запчасти от угнанных машин. Когда машина попала в аварию, находится в розыске или в залоге, от нее быстро избавляются. Это легко прослеживается по паспорту ТС: каждый владелец ездил на ней не больше года. Также, например, на проблемном авто могут ездить без регистрации в ГИБДД, чем часто занимаются перекупы.

Также читайте: Как проверить ПТС на подлинность

Ограбление

Каждый из описанных выше вариантов тоже является разновидностью ограбления, только завуалированного. Также следует быть осторожным при перечислении денежных средств с банковской карты или переводом. В сети промышляет множество мошенников, которые могут снять деньги с карточки, зная её номер и CVV-код, а также мобильный телефон жертвы. Кроме того, не рекомендуется ездить на просмотр или тестирование машины в отдаленные глухие районы. Там злоумышленники запросто могут избить и отнять деньги.

Передача ключей от авто

Полезные советы

Есть и хорошая новость — если придерживаться разработанных специалистами рекомендаций, то можно существенно понизить риски быть обманутым. Итак, помогут следующие советы:

  • до внесения предоплаты всегда требовать показать оригиналы документов;
  • с подозрением и осторожностью относиться к сделкам, которые предлагаются по очень привлекательным и заниженным ценам;
  • не пренебрегать независимыми проверками «чистоты» транспортного средства по VIN-коду и т. д.;
  • переоформлять машину на своё имя полностью, не пользуясь доверенностями, которые могут быть отозваны;
  • избегать поездок в одиночку в отдалённые районы, чтобы не подвергать себя риску ограбления;
  • не сообщать посторонним реквизиты своей банковской карты;
  • внимательно знакомиться с условиями договора.

Выполнение этих и других мер предосторожности позволит защитить себя от противоправных действий со стороны различного рода аферистов и мошенников.

Схема Автомобиль с дефектами

Автомобиль с дефектами

Александр Морозов, автоэксперт, радиоведущий:

«Сегодня мошенники легко маскируют даже серьезные дефекты авто с пробегом, вроде двигателя после ДТП или трансмиссии, которая уже приказала жить долго.

Например, если машина попала в серьезную аварию и получила массу повреждений, мошенники могут оставить на виду мелкие: сколы, небольшие вмятины, царапины, – и скинуть цену на 20-30 тысяч. А серьезные дефекты маскируют под новым бампером, перекрашенным капотом и т. д. Таким образом нечестные продавцы заставляют покупателя думать, что тот неплохо сэкономил, а на деле подкидывают кота в мешке, в которого придется вложить половину стоимости при покупке или даже больше.

Также мошенники выставляют цену заметно ниже среднерыночной, тем самым маскируя сильно изношенные детали, искривленную, но выправленную геометрию кузова и пр.».

Узнать больше о битых машинах можно на нашем сайте.

Схема Автомобиль с ограничениями

Автомобиль с ограничениями

Ограничения бывают разных видов: ограничение на регистрационные действия, запрет, арест машины.

Машину с ограничениями также будут продавать ниже средней цены на рынке. Часто автомобиль с ограничениями или запретом на регистрационные действия продают перекупы или те, у кого есть коммунальные долги, штрафы ГИБДД, кредиты или же несовершеннолетние дети, на содержание которых нужно выплачивать алименты.

Также от автомобилей с ограничениями избавляются участники имущественных споров: машины новый владелец рискует лишиться, зато деньги за продажу авто получены. У продавцов таких машин на руках есть только дубликат ПТС, оригинал находится у другого участника имущественного спора.

Также читайте: Всё об ограничениях на автомобиль

Как обезопасить себя от проблем при покупке автомобиля с пробегом

Как не попасть на уловки мошенников при покупке машины

Здесь может быть три пути.

Первый — провести машину по цепочке специалистов, которые проверят каждую ее деталь, каждый технический и юридический аспект. Как уже говорилось выше, обойтись одним универсальным мастером не получится: например, специалист по двигателю никогда не найдет следы снятия цветной пленки с бывшего такси. И никакой мастер по коробкам передач не сможет определить юридическую чистоту автомобиля (здесь, как мы уже писали, проблема может возникнуть и постфактум, через некоторое время после покупки).

Второй — не играть в лотерею с покупкой у частника и купить автомобиль у юридического лица. Благодаря жесткому законодательству в области защиты прав потребителя таким образом вы переложите риски на продавца. В современных дилерских центрах, как правило, представлен неплохой выбор подержанных машин. Периодически открываются и специализированные торговые центры, в ассортименте которых вообще нет новых автомобилей. Ближайшее такое событие недавно анонсировала сеть дилерских центров «ТрансТехСервис»: в сентябре в Казани начнет работать «Мегамолл автомобилей с пробегом». Он будет располагаться на трассе М-7, и здесь на выбор покупателей будет представлено более 2 000 автомобилей.

Третий — купить машину у того, кому вы доверяете. В этом случае вы будете точно знать историю автомобиля, его примерный пробег, не будете сомневаться в юридической чистоте (особенно если это только вторая смена владельца). Проблема одна: очень сложно найти друга или родственника, который совершенно случайно продает автомобиль вашей мечты в идеальном состоянии. Тут работает фактор везения.

Что бы вы ни выбрали, покупка автомобиля — очень серьезное мероприятие, которое требует пристального внимания. В этом деле мелочей не бывает, и об этом всегда нужно помнить.

Партнерский материал

Авто Татарстан

Схема Машина с обременениями

Таковым автомобиль считается, когда находится в залоге, кредите, аресте или аренде.

Также читайте: Арест автомобиля: что это значит и чем грозит покупка машины в аресте

Заложенная машина бывает двух видов: кредитным обязательством или гарантией выплаты займа (при получении «быстрых» денег), когда собственником остается не банк, а заемщик.

Машина с обременениями

Также читайте: Чем грозит покупка залогового автомобиля

Кредитная машина – это только собственность банка. Когда мошенник продает авто в залоге или кредите, он снижает цену, а также не имеет на руках оригинала ПТС – он находится в банке или другой финансовой организации. Есть только дубликат. Это происходит, когда мошенники запрашивают у сотрудников ГИБДД дубликат паспорта транспортного средства по причине утери оригинала. После продажи автомобиля они передают кредитные обязательства новому владельцу.

Также читайте: Чем грозит покупка кредитного автомобиля

Александр Морозов, автоэксперт, радиоведущий:

«Мошенники нередко оформляют в кредит сразу несколько автомобилей, перезакладывают их в нескольких организациях и стараются избавиться от них как можно быстрее, думая только о заработке. После продажи выплачивать кредитные обязательства нечестные продавцы прекращают. Банки объявляют автомобили в розыск, а затем забирают их у новых владельцев».

Также читайте: Как проверить машину на наличие обременений

Схема Автомобиль в угоне

Александр Морозов, автоэксперт, радиоведущий:

«Продают такие машины сами угонщики, подставные лица, перекупы и даже добросовестные продавцы, которые не знают о том, что автомобиль угнан».

Автомобиль в угоне

Замудренная схема, при использовании которой формально автомобиль не числится в угоне, – перегонка машины из Европы. Там она оформляется в кредит или лизинг по липовым документам, банк получает первый взнос. После этого машину гонят в Россию, где о ней ничего не знают. Авто ставят на учет, делают ПТС – он становится рядовым транспортом, который спокойно покупают и продают. Европейский банк, который оформил машину, спохватывается, но вернуть автомобиль не сможет, потому что попросту не найдет.

Также угонщики перебивают номер шасси. Для успешного проведения махинации находят машину после серьезного ДТП, снимают часть кузова с номером и приваривают к краденому авто. Делают на совесть – обнаружить сварку сложно, даже если водрузить автомобиль на подъемник.

О способах проверки перебитых номеров читайте по ссылке.

Еще один вариант – создание машины-двойника. Автомобилю набивают номера, принадлежащие другому железному коню, подделывают документы. Часто за «образец» берутся европейские автомобили.

Также читайте: Как проверить номер двигателя при покупке автомобиля

Машину даже могут угнать, когда человек приезжает за покупками в торговый центр. «Глушат» сигнализацию автомобиля, затем считывают ее. Пока владелец растерян и теряет время на поиск второго комплекта ключей, авто спокойно угоняют.

Угонщики могут продать машину за копейки перекупщику или разобрать на запчасти. Еще один вариант – сварить автомобиль из нескольких других «распилов». Часто такая схема используется при угоне японских машин.

Также читайте: Как продают краденные автомобили и как проверить авто на розыск

Схема Машина после такси

Машина после такси

При эксплуатации автомобиля в такси один год идет за три. Порой даже 2-3 летняя машина нуждается в капитальном ремонте. Больше всего страдает подвеска, мотор и сцепление – на них нагрузка идет очень большая.

Также читайте: Машина после такси: как распознать и стоит ли покупать

Продают автомобили после такси часто по той же цене, что частные авто. Перед этим рихтуют сильно изношенные детали, надевают чехлы на сиденья, полируют переднюю панель, подкрашивают крышу на месте шашек, а также обязательно скручивают пробег на 200-300 тысяч километров. При общении с покупателем твердят, что машина своя.

Еще один мошеннический способ – красивая обертка. Новую машину заворачивают в характерную для такси желтую пленку, полностью вырабатывают ресурс автомобиля, а после – пленку снимают. Кузов уже выглядит, как новый. На одометре выставят нужные цифры, сервисную книжку подделают. Понять, что машина использовалась в такси возможно только по износу деталей, что при покупке практически невозможно обнаружить.

Александр Морозов, автоэксперт, радиоведущий:

«Другая мошенническая схема используется в автосалонах, которые продают авто с пробегом. С ними таксопарки договариваются продать «отработанные» машины, делятся процентами от продаж. Третий рядовой покупатель такого авто ничего не сможет предъявить второму, т. к. часто он попросту не знает о том, что представляет из себя его машина».

Схема Автомобиль в утилизации

Эта схема самая безобидная. На утилизацию сдают машины 3 типов:

  • превратившиеся в «мясо» после ДТП;
  • с выработанным ресурсом, неиспользуемые;
  • владелец которых получит скидку от государства при покупке нового авто.

Часто автомобиль отправляют в утилизацию только для того, чтобы не платить за него налоги. Стоят такие машины часто в 1,5-2 раза дешевле, чем в среднем по рынку. Купить ее можно, главное – правильно поставить на учет.

Также читайте: Как проверить машину на утиль и чем грозит покупка утилизированного авто

Два ключа и охранная система

Еще один вариант мошенничества связан с двумя ключами. После размещения объявления автовладельцу звонят неизвестные и просят об осмотре машины. Невзначай они интересуются, а сколько ключей есть в наличии. Если оба, как того и требуют страховые компании, то они просят взять их оба и договариваются о месте встречи.

При осмотре изучается не только состояние транспортного средства, но и ключи — якобы на предмет их соответствия техническим требованиям производителя. В этот момент подельники отвлекают продавца, уводят разговор в сторону, а другие снимают и записывают с помощью диагностического оборудования кодовый сигнал ключа для деактивации иммобилайзера и сигнал электронной метки от охранной системы. Попутно выясняется, как и где установлено противоугонное оборудование и насколько хорошо оно функционирует.

Как не попасть на уловки мошенников при покупке машины

Из аренды на рынок. Новая схема мошенничества с продажей б/у машин Подробнее

Затем ключи возвращаются владельцу и мнимые покупатели обещают подумать над возможностью приобретения автомобиля. Все разъезжаются, а через несколько дней осмотренная машина угоняется от подъезда хозяина с помощью считанных накануне кодов.

Чтобы не стать жертвой обманщиков, не соглашайтесь передавать ключи от машины в руки злоумышленникам. Кроме того, не рассказывайте о секретах установленной сигнализации и тайных кнопках ее отключения. Тогда риск оказаться без денег и без автомобиля сокращается.

Оставить комментарий (0)

продажа автомобиляавтомошенники

Как не нарваться на проблемный автомобиль

Схемы мошенничества при покупке б/у авто и риски бывают разными. Вы легко можете нарваться на недобросовестного продавца или «железного коня» с «грустной» историей. Но можно узнать о подводных камнях задолго до покупки машины с пробегом. Для этого не нужно много усилий.

Как не нарваться на проблемный автомобиль

Например, проверить автомобиль можно, используя специальный сервис «Автокод». Вы можете самостоятельно проверить информацию. Для этого необходимо только знать госномер либо VIN-номер машины. Сервис соберет информацию из баз ГИБДД, налоговой и таможенной служб, банков, а после выдаст подробный отчет об автомобиле. Вы проверите комплектацию, узнаете год выпуска, количество штрафов, актуальную информацию из паспорта ТС, факты попадания в ДТП. Увидите, наложены ли обременения на машине или ограничения. Проверка займет 5 минут.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий